Пункт по работе с людьми с  ограниченными возможностями центральной районной библиотеки

14.04.2023

Информация о работе пункта по работе с людьми с ограниченными возможностями центральной районной библиотек      

                                                                            

      Библиотекарь по работе с людьми с ограниченными возможностями: Нурамаканова А.К.   

    В Актогайской ЦБС при отделе обслуживания районной библиотеки имеется пункт по работе с людьми с ограниченными возможностями, библиотека является для инвалидов центрами информации, образования, реабилитации и досуга. На сегодняшний день число читателей составляет 90 взрослых, из них 12 детей.  

    В Актогайской центральной районной библиотеке проводятся различные мероприятия как в онлайн режиме  так и в оффлайн. В Актогайском районе повсеместно во всех сельских округах и организациях, а также на дому проходит проект «Библиотерапия» наряду с этим ведется знакомство с новинками книг, журналов. В библиотеке оформлена и периодически пополняется книжная выставка «Шын жүрекпен» и «Твори по зову сердца» на которой представлена литература, отпечатанная по системе Брайля, аудио фонд художественной литературы и  периодические издания для слабовидящих. Дети инвалиды обслуживающие на дому, периодически пополняют выставку в библиотеке под названием «Мир чудес» своими неповторимыми шедеврами в виде поделок.

Информация пункта по работе с инвалидами за 2022-2023 год.

Первая Интернациональная Онлайн-Библиотека для инвалидов по зрению Логос

                                                         

     Слово библиотека в нашем сознании обычно ассоциируется с хранилищем книг. И это верно в отношении большинства массовых библиотек. Но иной характер имеет библиотека для слепых. Имея дело с особым кругом читателей, стремясь удовлетворить их интересы, отличающиеся спецификой, библиотека стала библиотекой с особым профилем. Ее работа приобрела уникальную многогранность. Уникальность  заключается  в том, что записавшиеся в библиотеку, в течение всей жизни являются ее читателями. Потребность в чтении  сохраняется у них до конца жизни. Библиотека Михайлова создана в 2008 году с целью обеспечения возможности удаленного доступа инвалидов по зрению к аудиокнигами в специальном формате IFK.

    Библиотека Михайлова представляет собой разнообразие книг. Для пользования библиотекой необходимо пройти процедуру регистрации, физическим  лицам инвалидам по зрению для пользования библиотекой необходимо стать читателем нашей специальной библиотеки для слепых, после получения от библиотеки пароля доступа слепые и слабовидящие люди могут пользоваться книжным фондом виртуальной  библиотеки самостоятельно. Онлайн библиотека стала доступной для незрячих пользователей. С целью  обеспечения доступа инвалидов по зрению к крупнейшему фонду говорящих книг библиотеки Логос.

Дети с ограниченными возможностями.

Здоровья, роль библиотек в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями 

                                            

    Детство-уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка зависит формирования его самосознание, самооценки и путь дальнейшего развития. А для детей попавших в трудную  жизненную ситуацию, этот этап более сложен: их детство сковано узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщено постоянным психологическим дискомфортом от осознание того что они не такие, как все. В связи с этим библиотеки должны вести активную работу с особыми детьми, оказывать содействие социальным и общеоброзовательным учреждениям в социокультурной реабилитаций детей через вовлечение их в культурно досуговое и позновательное мероприятие.

    Необходимо помогать родителям в отборе детской литературы, доступной и понятной ребенку. Важно познакомить родителей библиотерапевтическими приемами и методами рассказать о коррекционных возможностях художественной литературы. Для целенаправленной работы с детьми-инвалидами библиотеке необходимы «говорящие книги», аудиокассеты с записями детских произведений, развивающие игры, CD-диски с обучающими программами. Групповое обслуживание детей с ограниченными  возможностями предпологает устные и наглядные формы обслуживания детей-инвалидов могут носить развивающий, коррекционный, игровой, библио-сказко терапевтический характер.

Луи   Браиль жизнь и творчество

                                 

   Луи Браиль родился 4 января 1809 года в семье сапожника Симоне-Рине Брайля в небольшом французском городке Кувре. В 3-х летнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца, окончательно он ослеп в 5 лет. Родители научили Луи плести бахрому для конской упряжи, шить домашние  туфли, пригласили учителя музыки для обучения Луи игре на скрипке. Алфавит Луи изучал в местной школе при помощи палочек. В 10 лет (1819) Луи отдали в Парижский государственный институт для слепых детей, обучающий грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Луи  был  одним из  способнейших  учеников,научился  играть  на  пианино и органе. В 1828 году Луи  окончил учебу и получил предложение о работе младшим учителем-репетитором. Во время обучения Луи познакомился с «ночной азбукой» разработанной  Шарлем Барбье.

   В 1824 году (15 лет) Брайль  разработал  незрячих и слабовидящих людей, названный в его честь (шрифт Брайля) и используемый по сей день во всем мире. В 1837 году Браиль разработал шрифт для записи нот (нотопись). Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История  Франции».

   Умер Брайль 6 января 1852 года в Париже и был похоронен в родном городе Кувре. В честь Брайля названа улица, ведущая к его дому музею.

Досуги  и  развлечения   детей   с  ограниченными   возможностями

                                 

     Детям очень нравится играть и придумывать различные истории, они как будто живут в придуманном, понятном только им мире. Исходя из этого нам взрослым, можно сделать такой вывод: путь к сердцу каждого ребенка, без всякого сомнения, можно найти с помощью игры, фантазии и воображения. Кроме того и нам самим, организаторам детского досуга, предоставляется прекрасная возможность на некоторое время впасть в безоблочный и чудесный мир детства и оторваться от серых обыденных будней.

    Сказки-Дети живут в этом мире, в сказках существует то, что порой нельзя увидеть в реальном мире. Здесь не только люди, но и животные и фрукты и даже предметы, и природные явления умеют разговаривать, двигаться то есть быть одушевленными. Поэтому сказочные моменты присутствуют в очень многих программах как элемент нравственно-духовной мудрости, в которой незатейлевой форме постигает малыш.

Книги которые  читаються  на  одном  дыхании: с  любовью и  трепетом

                       

    Есть книги которые нужно читать медленно и вдумчиво, постепенно привыкая к персонажам и происходящему. А есть такие которые захватывают с первых страниц и заставляют забыть обо всем до последних строчек. Когда нужно скоротать часы во время долгой поездки или занять себя холодным вечером, лучший выбор-книги, которые читаются на одном дыхании. Это может быть динамичный детектив, культовое фэнтези, остросюжетная драма или юмористическая повесть.

                                 

«С книгой в каждый дом»

   В рамках реализации областного проекта «Библиотерапия» наша библиотека принимает активное участие в акции «С книгой в каждый дом».

   Целью данной акции является привлечение читателей в библиотеку, учитывая важность книги и чтения для развития человека, повышение уровня  культуры семейного чтения.

   В этой связи библиотекари нашей библиотеки посещают жителей села и предлагают книги из фонда нашей библиотеки. Книги доставляются один раз в месяц, и обмениваются на новые.

   Библиотерапия - это направленное чтение специально подобранной литературы. Применяется при работе с эмоциями и общим психическим состоянием для  их стабилизации и улучшения, для получения нового безопасного опыта в контролируемых масштабах, для расширения спектра возможных решений беспокоящих ситуаций.

   Библиотерапия довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные эмоции. Библиотекарь должен  уметь подобрать художественного уровня, а герои произведения духовно близки читателю. Ситуации описанные в  книги, должны быть близки переживаниям читателя, должны побуждать к действиям, борьбе отыскиванию в себе духовных сил. Нужно избегать сюжетов, в которых успех к герою пришел случайно, а  также утомительных, путанных философских книг, не рекомендуется синтементальная литература и литература ужасов. Самой большой популярностью  пользуются морально-бытовые повести, приключенческая литература, исторические романы, книги о путешествиях. Рекомендуется использовать сатиристическую и юмористическую литературу, она поможет укрепить уверенность в себе стемулирует самосознание.

       

Совместная работа коррекционного центра с библиотекой

   Реабилитационный центр-это специальная коррекционная организация образования, целью деятельности которой является оказание различных видов комплексной коррекционной помощи детям с проблемами в развитии за счет присутствия в организации следующих специалистов.

   Цель деятельности групп-формирование способов усвоения детьми и подростками социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей  действительности, преодоление, предупреждение и коррекция у детей отклонений в развитий их позновательной сферы, поведение и личности в целом  оказание психолого-педагогической помощи их родителям. В РЦ ребенка учат ориентироваться в ситуации, проводят корекциюэмоцианально-волевой сферы, корригируются проявления агрессии, страха и у детей вырабатываются более адекватные реакции на окружающий мир.

   Большинство детей со временем начинают частично или в целом вступать в контакт с педагогами и другими детками. Они начинают соотносить свои желания с желаниями других детей, соблюдать элементарные правила поведения. Мероприятия совместно с библиотекой проводятся в различном  направлений. Для детей библиотека - это место где дети отдыхают и просвещаются. Неотъемлемой частью работы библиотеки являются просмотры видиороликов и прослушивание аудиофайлов. Именно благодаря подобному методу-метод визуального и слухового восприятия, ребенок усваивает информацию лучше. В библиотеке также есть все условия для занятием рисованием, привлечение детей к общественной и культурной деятельности. Для самых маленьких посетителей в библиотеке имеются книги-раскраски. Также проводятся различные конкурсы и мероприятия такие как: «Лидер чтения», «Золотая  пора», «Весенняя магия нашего настроения», «Свет и тепло наше все», «Юнцы-удальцы», Мир чудес» все эти мероприятия дают художественно-эстетическое развитие молодежи, выявлению одаренных детей, развитие творческого потенциала.

Важная информация

© 2006—2021 Коммунальное государственное учреждение «Централизованная библиотечная система Актогайского района» отдела культуры и развития языков акимата Павлодарской области. Все права защищены